ВАРИАНТ РОМАНИЧЕСКОГО ЭПОСА О ЛЕЙЛИ И МЕДЖНУНЕ: АВТОРСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО СЮЖЕТА

  • Алсу Ахмадулловна ХАСАВНЕХ, alise_12345@mail.ru Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
Ключевые слова: Ахметзян Тубыли; романический эпос; вариант «Лейли и Меджнун»; сюжет; пантеизм; Божественная любовь; суфийские двойственные символы; традиционные мотивы; авторская интерпретация; рукопись

Аннотация

Актуальность данного исследования определяется тем, что впервые в филологической науке анализируется рукописное произведение малоизученного на сегодняшний день татарского автора – поэта-суфия XIX века Ахметзяна Тубыли на распространенный в эпосе сюжет «Повествование о Лейли и Меджнуне». Целью исследования является выявление общего и специфичного в «Повествовании…», в классических одноименных поэмах Низами Гянджеви, М. Физули, А. Навои, А. Джами, а также – в народных романических дастанах, распространенных в устной или письменной форме среди татар. В круг задач статьи входят: в ходе анализа произведения и сравнения ее с классическими вариантами-предшественницами известных поэтов мусульманского Востока определение сюжетного построения, системы образов, мотивов и идей, заложенных в варианте А. Тубыли, выявление основополагающих лейтмотивов, авторской интерпретации, художественной ценности и места данного повествования в ряду других многочисленных романических эпосов, бытующих на тему любви легендарных возлюбленных – Лейли и Меджнуна. Так, в ходе исследования рукописного произведения А. Тубыли обнаружилось, что по сравнению с классическими одноименными творениями оно небольшое по объему и занимает всего лишь 68 поэтических строк, к тому же сюжетная линия его проста, а количество героев ограничивается пятью персонажами. Это дает нам основание рассматривать рукописное произведение А. Тубыли как неотъемлемую часть книжного эпоса татар.

В плане сюжетного построения «Повествование …» А. Тубыли наиболее близко к «Лейли и Меджнун» Низами, т. к. оба автора основной акцент ставят на идее о Божественной любви; по идейному же содержанию и духу – сродни одноименным поэмам М. Физули и А. Джами. Что касается формы произведения, то оно наиболее схоже с многочисленными народными вариантами дастанов, имеет те же специфические черты, присущие романической разновидности татарского книжного эпоса. Таким образом, эпос А. Тубыли является результатом синтеза классической и письменно-фольклорной традиций. Главной особенностью «Повествования…» А. Тубыли является то, что в нем отразились пантеистические мотивы и образы; автор вводит в свой вариант суфийские двойственные символы, такие как: яд и излечивающая вода, жизнь и смерть, свет и темень. Рассуждая о Божественной эманации света, возникает традиционный мистический образ свечи и светящихся лиц. Все эти образы и символы даны на фоне завуалированных бесед Лейли и Меджнуна. Данное исследование позволит в дальнейшем более глубоко осознать творческий путь А. Тубыли как поэта-суфия, обратившегося к общетюркским эпическим сюжетам, и откроет новый потенциал в изучении взаимовлияний литературы и фольклора.

 

Литература

  1. Бертельс Е. Э. Низами и Фузули. Избранные труды : Т. 2. – Москва : Изд-во вост. лит-ры, 1962. – 554 с.
  2. Хикайате Ләйли ба Мәҗнүн дәр шәһри Багдад // Книгохранилище ЦПиМН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ : 39 кол., № 6058, с. 76б–77а. (На старотатарском яз.)
  3. Нарзуллаева С. Тема «Лейли и Меджнун» в истории литератур народов Советского Востока. – Ташкент : Изд-во «Фан» Узбекской ССР, 1983. – 136 с.
  4. Бертельс Е. Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. – Москва : Наука, 1965. – 524 с.
  5. Махкамов С. Б. Идейно-художественные особенности любовно-романтических поэм в персидско-таджикской литературе XV в. : дис. … д. филол. н. – Душанбе, 2019. – 372 с.
  6. Физули М. Лейли и Меджнун. – Москва : Худ. лит-ра, 1958. – 421 с.
  7. Мухаметзянова Л. Х. Татарский эпос «Идегей» : эхо сквозь столетия // Золотоордынское обозрение. – 2018. – Т. 6. – № 3. – С. 537–
  8. Игнатьева Е. А. Категории фольклорного жанра // Урал-Алтай : через века в будущее : материалы IV Всероссийской научной конференции (25–27 марта 2010 г.). В 2 т. Т. 1. – Уфа : ИИЯЛ УНЦ РАН, 2010. – С. 121–123.
  9. Сулейманов А. М. Наши киссы и дастаны // Башкирское народное творчество : Эпос / сост. Н. Т. Зарипов, А. М. Сулейманов, Г. Б. Хусаинов. – Уфа : Китап, 2002. – С. 380–443. (На башкирском яз.)
  10. Мухаметзянова Л. Х. Татарский эпос : книжные дастаны. – Казань : Изд-во ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, 2014. – 380 с.
  11. Әхмәтҗанов М. Дастаннар / Кама аръягының көнчыгыш төбәкләре һәм татар әдәбияты тарихы. – Казан : Мәгариф, 1999. – 160 б. (На татарском яз.)
  12. Хикайате Ләйли вә Мәҗнүн // Книгохранилище ЦПиМН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ : 39 кол., №№ 5014, 5015 (На старотатарском яз.)
  13. Мәшһүр гашыйк-мәгъшук Ләйлә вә Мәҗнүн хикәясе / Ф. Халиди. – Казан : Ун-т табыгханәсе, 1902. – 45 б. (На старотатарском яз.)
  14. Ахметзянов М. И. Новые археографические материалы и их значение в исследованиях по истории татарской литературы : дис. ... д. филол. н. – Казань, 1998. – 280 с.
  15. Поэма о любви Фархата и Ширин // Отдел рукописей и редких книг Национальной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета. – Ф. 22. Ед. хр. 701-Т. – Л. 11б-49б. (На старотатарском яз.)
  16. Sasanian Ç. S. Nizaminin «Leyli və Məcnun» poeması. – Baku : Elm, 1985. – 124 s. (На азербайджанском яз.)
  17. Әхмәтҗанов М. Шагыйрь Әхмәтҗан Тубыли // Казан утлары. – 1997. – № 1. – бб. 151–153. (На татарском яз.)
  18. Хасавнех А. А. Ахметзян Тубыли : жизнь и творчество татарского поэта-суфия XIX века. – Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 206 с.
  19. Фирадж, ֫Абд ас-Саттар Ахмад. Диван Маджнун Лайли : джам֫ тахкик. – Кахира : Дар Миср лит-таба֫а, 1983. – 246 с. (На арабском яз.)
  20. Гумматова Х. Б. Концепция божественной любви в поэме «Лейли и Меджнун» Низами Гянджеви // Проблемы востоковедения. – 2013. – № 4 (62). – C. 37–42.
Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
ХАСАВНЕХ, А. (2021). ВАРИАНТ РОМАНИЧЕСКОГО ЭПОСА О ЛЕЙЛИ И МЕДЖНУНЕ: АВТОРСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО СЮЖЕТА. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия "Эпосоведение. Epic Studies", (2(22), 87-97. https://doi.org/10.25587/q2572-4168-1829-w
Раздел
СТАТЬИ