МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ЭПОСЕ «КНИГА МОЕГО ДЕДА КОРКУТА»

  • Гюльнар Закир кызы ОСМАНОВА, gulnar.osmanova05@gmail.com Институт Фольклора Национальной Академии наук Азербайджана, Баку, Азербайджан.
Ключевые слова: «Книга моего деда Коркута»; тюркская культура; эпос; легенда; народное мышление; мифологические мотивы; культ; пещера; сон; хтонический мир; пространство.

Аннотация

В исследовании рассматривается место и роль культа пещеры в эпическом тексте, которая с первобытных времен до наших дней носит в себе качества убежища, защиты для человечества, привлекая внимание также как мифическое пространство. Следует отметить, что мифотворчество, которое превратилось в богатое наследство для всего мира, являясь важным событием культурной истории человечества и на протяжении тысячелетий сыграла доминирующую роль в духовным мире человека. Миф – это система представлений о мире, предшествующая исторической мысли; он может быть восстановлен на основе фактов этнографии, археологии, лингвистики, психологии и др. наук. Мифологическая мировая интуиция характеризуется космологичностью, которая проходит через все.

Мотив пещеры имеет субъективное место в истории тюркской культуры с системой ценностей, на которые он указывает. Пещера также является культурным носителем со своей священной направленностью вне физического размера, которая защищает людей, дает им убежище, открывает двери в новую жизнь со своими скрытыми моментами. Определение важности всех этих характеристик является одним из факторов, обусловливающих актуальность исследования.

Основной целью исследования является изучение культа пещеры, с целью раскрытия мифологической мысли, которая занимает особое место в тексте эпоса. Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют научно-теоретические представления известных фольклористов и литературоведов об устной народной литературе, в т. ч. о мифологическом мышлении народа. Объектом исследования являются сказание «Песнь о том, как Басат убил Тепегеза (Циклопа)» эпоса «Книга моего деда Коркута», сказки и образцы письменной литературы, являющиеся одним из основных жанров народной литературы. Предметом же исследования является мотив пещеры, встречающийся в этих произведениях. Научная новизна исследования заключается в том, что мотив пещеры, встречающийся в тексте эпоса, привлекается к исследованию сравнительно с аналогичными мотивами в других фольклорных жанрах и образцах письменной литературы. В исследовании был использован метод сравнительно-типологического подхода, выявлены сходные мифологические мотивы, сюжетные соответствия на основе историко-сравнительного и теоретико-типологического анализа.

Литература

  1. Борисовский П. И. Древнейшее прошлое человечества. – Ленинград : Наука, 1978. – 240 с.
  2. Бартольд В. В. Книга моего деда Коркута. – Баку : ЙНЕ ХХI, 1999. – 320 с.
  3. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. – Ленинград : Наука, 1974. – 727 с.
  4. Kitabi-Dədə Qorqud Ensiklopediyası. 2 cilddə. II cild / redaktoru K. V. Nərimanoğlu. – Bakı : Yeni Nəşrlər Evi, 2000. – 567 s. (На азербайджанском яз.)
  5. Мифы народов мира : Энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / под ред. С. А. Токарева. – Москва : Дрофа, 2008. – 720 c.
  6. Bayat F. Türk mitolojik sistemi (Kutsal dişi – Mitolojik Ana, Umay Paradigmasında İlkel Mitolojik Kategoriler – İyeler ve Demonoloji). Cilt 2. – İstanbul : Ötüken Neşriyat, 2007. – 368 s. (На турецком яз.)
  7. Xəlil A. Oğuz eposunun ritual əsasları. – Bakı : Elm və təhsil, 2016. – 288 s. (На азербайджанском яз.)
  8. Мирча Элиаде. Аспекты мифа [Электронный ресурс]. URL : http://yanko.lib.ru/books/sacra/eliade-aspektu_mifa.pdf (дата посещения : 15.05.2021).
  9. Əliyev R. Türk mifoloji düşüncəsi və onun epik transformasiyaları. – Bakı : Elm, 2014. – 332 s. (На азербайджанском яз.)
  10. Əliyev O. Azərbaycan nağıllarının poetikası. – Bakı : Səda, 2001. – 191 s. (На азербайджанском яз.)
  11. Bəydili C. (Məmmədov). Türk mifoloji sözlüyü. – Bakı : Elm, 2003. – 418 s. (На азербайджанском яз.)
  12. Ender Usluoğlu. Mağaracılık, mağara fotografları ve mağara ile ilgili yazılar ve anılar [Электронный ресурс]. URL : http://enderusuloglu.blogspot.com/2009/01/dnya-kltrlerinde-yeralti-ve-maara.html (дата посещения : 15.05.2021). (На турецком яз.)
  13. Azərbaycan nağılları. 5 cilddə. III cild. – Bakı : Şərq-Qərb, 2005. – 296 s. (На азербайджанском яз.)
  14. Гринцер П. А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. – Москва : Наука, 1974. – 418 с.
  15. Bilqamıs / redaktoru H. Sadıqova. – Bakı : Azərbaycan ensiklopediyası, 1999. – 92 с. (На азербайджанском яз.)
  16. Xəlil A. Şumer və oğuz eposunun struktur bənzərliyi : ritual və janr əlaqələri kontükstində // Azərbaycan şifahi xalq ədəbiyyatına dair tədqiqlər. – 2017. – № 1. – С. 23–33. (На азербайджанском яз.)
  17. Xəlil A. Xaosdan keçidin epikləşməsi və qəhrəmanın səfər motivi motivinin // Filologiya məsələləri. – 2017. – № 12. – S. 283–290. (На азербайджанском яз.)
  18. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Ленинград : Наука, 1986. – 365 с.
  19. Платон. Государство / пер. с др.-греч. В. Н. Карпова. – Санкт-Петербург : Азбука-аттикус, 2015. – 352 с.
  20. Səmədoğlu Y. Seçilmiş əsərləri. – Bakı : Şərq-Qərb, 2005. – 320 s. (На азербайджанском яз.)
  21. Əliyev K. Açıq kitab – «Dədə Qorqud». – Bakı : Elm və təhsil, 2015. – 116 s. (На азербайджанском яз.)
Опубликован
2021-09-30
Как цитировать
ОСМАНОВА, Г. (2021). МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ЭПОСЕ «КНИГА МОЕГО ДЕДА КОРКУТА». Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия "Эпосоведение. Epic Studies", 35-42. https://doi.org/10.25587/l1413-4712-1269-o
Раздел
СТАТЬИ